Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 27.04.2024, 15:23 |
МБОУ Тихо-Журавская ООШ | |
Приветствую Вас Гость |
|
Профилактика суицидовПрофилактика суицидов среди несовершеннолетних МБОУ Тихо-Журавской ООШ
Основные мотивы суицидального поведения (по Моховикову).
Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедии. Поэтому профилактика суицидов является важнейшим направлением работы службы практической психологии нашего города и представляет из себя целенаправленную, комплексную, последовательную деятельность, которая предполагает тесное сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса.
Стратегические цели превентивной работы - развитие личности подростка:
Основные направления деятельности педагога-психолога по профилактике возникновения суицидального поведения школьников:
Работа по выявлению детей, находящихся в кризисном состоянии, группы суицидального риска включает в себя: - проведение мониторинга среди учащихся 6-11 классов по выявлению детей, находящихся в кризисных ситуациях, посредством заполнения и последующего анализа «Карты факторов суицидального риска»; - изучение межличностных взаимоотношений учащихся в классных коллективах (социометрия), выявление изолированных детей; - изучение адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, в том числе, самооценки, уровня тревожности; - проведение комплексной психологической диагностики учащихся с проблемами обучения, развития, воспитания; - беседы с учителями, родителями.
Педагоги-психологи в диагностической работе используют методики:
- метод цветовых выборов (тест Люшера): позволяет выявить степень выраженности переживаний, тип реагирования, жесткость установок, зоны конфликта, способы и возможность самостоятельного выхода из конфликта; - методика неоконченных предложений (НИИ психоневрологии им. Бехтерева): дает информацию о личности ученика, позволяет оценить его отношение к себе, семье, сверстникам, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным ценностям; - тест выявления аутоагрессивных тенденций и факторов (Кучер А.А., Костюкевич В.П.): дает оценку наличия суицидальных намерений, наличия у учащегося активных антисуицидальных позиций; - методика Дембо-Рубинштейна: позволяет изучить самооценку; - 16-ти факторный опросник Кеттелла; - опросники изучения акцентуаций характера; - проективные методики.
С учетом результатов диагностических исследований с детьми проводится психокорреционная работа по решению выявленных проблем. Педагоги-психологи организуют психолого-педагогическое сопровождение подростков с высокой степенью суицидального риска, которое включает в себя комплексное психологическое обследование этих детей, составление и реализацию индивидуальной программы помощи.
Содержание индивидуальной программы помощи:
В целях профилактики суицидальных намерений подростков педагоги-психологи образовательных учреждений проводят профилактические занятия и тренинги, направленные на: -развитие коммуникативных навыков, -формирование адекватной самооценки, -снятие тревожности, -улучшение микроклимата в классном коллективе, -обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций, -разрешение конфликтов, регуляцию эмоционального состояния, -формирование ценностных ориентаций, ценностного отношения к жизни и здоровью, -формирование навыков преодоления стрессов.
В подростковом возрасте формируется мировоззрение, идет поиск смыслов жизни. Педагоги проводят классные часы, беседы, дискуссии по этим темам. Главным итогом таких встреч должно быть то, что смысл жизни - в творческой созидательной деятельности.
В целях профилактики суицидального поведения обучающихся педагогами-психологами используются превентивные, индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы (приложение №1). Это программы, рекомендованные министерством общего и профессионального образования. проведены семинары: - Организация работы образовательных учреждений по охране труда и обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся. - Сохранение психического и психологического здоровья учащихся. - Особенности профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях образовательного учреждения. - Психолого-педагогические последствия перинатального поражения центральной нервной системы, как причины дезадаптации ребенка в детском саду и школе. - Проблемы семьи в контексте современного психологического знания. - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей «группы риска». - Оказание помощи родителям и детям, находящимся в социально опасном положении. - Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Важной составляющей деятельности педагогов-психологов по профилактике суицидов является просветительская работа с родителями, направленная на повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, подкрепление у родителей чувства любви к ребенку, принятие его, согласование единых требований к детям. На родительских собраниях, групповых консультациях педагогами-психологами школ, были освещены следующие темы: - Роль наказания и поощрения в воспитании детей. - Эффективные стили семейного воспитания. - Возрастные особенности подростков и их проявление в поведении. - Профилактика возникновения кризисных состояний у детей и подростков. - Сигналы неблагополучия, признаки острых переживаний подростка. - Как сохранить детское доверие? - Влияние семейных кризисных ситуаций на развитие личности ребенка. - Кризисные периоды детства. и другие.
Также педагогами-психологами проводятся с родителями групповые тренинги по коррекции детско-родительских отношений.
На родительских собраниях и классных часах дети и их родители получают информацию о правилах поведения в кризисной ситуации, службах и специалистах, способных оказать срочную квалифицированную помощь. Данная информация размещена на общешкольных стендах.
Одним из факторов, влияющих на утверждение здорового образа жизни среди детей и подростков, является качество проведения свободного времени. В образовательных учреждениях организована досуговая деятельность учащихся: 82 % школьников посещают кружки, как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования. Досуговая деятельность компенсирует потребность подростков в общении, позволяет детям самоутвердиться, реализовать свои возможности, избежать одиночества.
Притча
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений у подростков. Чужих детей не бывает…
ДЕСЯТЬ ОБЩИХ ЧЕРТ СУИДИДА 1
ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА 2 (ищите несколько признаков)
Появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве.
Игнорирование этих сигналов может быть воспринято подростком как одобрение его намерений. ___________________________________________________________ 1.Шнейдман Э.Душа самоубийцы. – М.; Смысл, 2001 2.Mary Alvord, Patricia Barker
СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ 1.ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, вам станет лучше, не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте. 2.ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствует неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут усугубить состояние клиента, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к психологу. 3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что Вы принимаете их всерьез. 4.ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «ты когда-нибудь думал, что совершишь это?». Если Вы получаете утвердительный ответ, переходите на конкретику: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?». Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих замыслах. 5.ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем Вы можете помощь. Поскольку он Вам уже доверяет, узнайте, кто еще мог бы помочь ему в этой ситуации. 6.Если Вам необходимо уехать, назначьте четкое время встречи по возвращении. Можно использовать открытки, письма, телефонные звонки.
ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО КЛИЕНТА 1.НЕ ВПАДАТЬ В ПАНИКУ. 2.ВЕЖЛИВО И ОТКРЫТО ПРИНЯТЬ КЛИЕНТА КАК ЛИЧНОСТЬ. 3.СТИМУЛИРОВАТЬ БЕСЕДУ, НЕ УПУСКАЯ НИКАКУЮ ЗНАЧИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ. 4.ТАКТИЧНО ИСКАТЬ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ КЛИЕНТ ЛЮБИМ И НУЖЕН. 5. ВОЗРОЖДАТЬ НАДЕЖДУ И ИСКАТЬ АЛЬТЕРНАТИВЫ СУИЦИДУ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ. 6. НЕ ПРОЯВЛЯТЬ ДАЖЕ ТЕНИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. 7.РАЗРЕШАТЬ КЛИЕНТУ ПРОЯВЛЯТЬ ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ И ДРУГИМ. 8. БЛОКИРОВАТЬ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ИНТЕРВЕНЦИЮ. 9.БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, ЧТО ПРЕДПРИНЯТЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ. 10.ОБСУДИТЬ БЕСЕДУ И СВОЕ СОСТОЯНИЕ С СУПЕРВИЗОРОМ.
РЕАКЦИИ КОНСУЛЬТАНТА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
uCoz |